http://coralclub-sv.kz/index.php/kontakty

ИСТОРИЯ СПОРТИВНОГО ПИТАНИЯ.
Питание в Древней Элладе, Древнем Риме, в Средневековой Европе, в Древней Руси.   История развития диетологии напоминает политический детектив: различные виды продуктов то подвергались гонениям, то возводились на пьедестал.

 

 Досталось в свое время и яйцам, и сахару, и кофе, и огурцам, и баклажанам. Потом они были реабилитированы. А сколько горячих дискуссий проходило по поводу голодания. То его называли лучшим лекарем, то обвиняли во всех грехах. Многообразие приверженцев различных теорий питания невероятно: сыроеды, вегетарианцы, убежденные мясоеды, консервоеды, насекомоеды и даже... людоеды. Очень модные в свое время и распространенные "калорийные" диеты теперь подвергаются сомнению со стороны американских диетологов.


ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ В ДРЕВНЕЙ ЕВРОПЕ
Установлено, что пищевой рацион человека эпохи позднего палеолита (40 000-12 000 лет тому назад), жившего на территории Европы, составляли дикорастущие фрукты, овощи, лиственные растения, коренья, орехи, а также нежирное мясо - об этом свидетельствует химический состав копролитов (окаменевшего кала), найденных на палеолитических стоянках. Споры вокруг питания первобытного человека во многом обусловлены климатогеографическими районами его проживания. По одним данным, тысячи лет назад люди питались скудно, преимущественно растительной пищей и лишь редко ели мясо.

БЛИЖНИЙ ВОСТОК. ЕГИПЕТ
Хлеб, который ели в древности на Ближнем Востоке, выпекали обычно из пресного теста, поэтому он был жестким и сухим и не имел ничего общего с тем пышным, белым, душистым хлебом, к которому привыкли мы. Дрожжи появились в Египте приблизительно в середине второго тысячелетия до нашей эры, но употребляли их редко. Древние греки и римляне не пользовались дрожжами до начала нашей эры - до той поры, пока римляне не узнали о них от испанских и галльских кельтов, излюбленным напитком которых было пиво. Делали дрожжи преимущественно на просе. Изготовленный с помощью дрожжей хлеб считался роскошью.

Египтяне употребляли различные растительные масла и животные жиры, пили козье и коровье молоко и делали из него сыр. Кроме молока, жители стран Ближнего Востока пили слабое пиво. Изготовляли также и вино, но оно считалось предметом роскоши. Масло египтяне использовали иногда в топленом виде. Ели говядину, козлятину, баранину. Но мясо было дорого, и бедняки чаще питались соленой рыбой обыкновенного и пряного посола, а также мясом диких уток и гусей, которыми изобиловали болотистые поймы Нила. В Древней Месопотамии мясо на столе бедняка появлялось еще реже, чем в Египте. Жители ее питались преимущественно сушеной, соленой и копченой рыбой. Вместо оливкового масла - оливы (маслины) в Месопотамии не произрастали, - употребляли кунжутное. Зато Месопотамия изобиловала фруктами, и население ее еще в глубокой древности знало вишню, абрикосы и персики.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.  ДРЕВНИЙ РИМ
О чем бы ни зашла речь, когда дело касается Греции, все исчисляется тысячелетиями. Вот и история греческой кухни насчитывает более четырех тысяч лет. Заметим, что древнегреческий врач под словом "диета" понимал не что можно есть, а когда что можно есть, так как греческое слово "диета" означало образ жизни, режим, в том числе определенный режим питания. Поваренные книги и труды по диететике, относящиеся к IV в. до н.э., свидетельствуют о большом разнообразии блюд. Хлеб, мука и крупы были основными продуктами в Древней Греции. Из них готовили такие похлебки и каши, как, например, маза - смесь муки, меда, оливкового масла, соли и воды, турон - смесь муки, тертого сыра и меда. Частым блюдом были похлебки из фасоли и других бобовых растений. Древние греки вообще считали растительную пищу основной, и, вероятно, среди них было много вегетарианцев.
Древний Рим
Традиции питания римлян породили множество легенд, как основанных на письменных источниках, так и украшенных вымыслами. Наиболее подробно описываются пиры времен заката Римской империи: многочасовые и многодневные, с десятками блюд и непременными перьями для стимуляции рвоты. Подобные сцены заседают в памяти прочнее будничных, поэтому культура питания римлян ассоциируется исключительно с этими пирами. Однако повседневные трапезы греков и римлян проходили более спокойно, неторопливо и вдумчиво.

ХРИСТИАНСТВО И ПИТАНИЕ
Христианство, став государственной религией, смирилось со многими чертами языческой культуры, но вот спорта оно принять не могло по принципиальным соображениям: тело из предмета гордости человека стало его врагом. Олимпийские игры были запрещены из благочестия императором Феодосием в 394 г. н.э. и "атлетами" стали называть христианских мучеников.

В Ветхом Завете сказано, что в первое время по сотворении мира мясо животных не было дозволено человеку для употребления в пищу. После потопа этот запрет был снят, хотя с рядом ограничений. В Новом Завете только в "Послании к Римлянам" апостола Павла сказано: "Ради пищи не разрушай дела Божья: все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина..." Слова апостола Павла имеют рекомендательную, а не обязательную для выполнения направленность. В других книгах Нового Завета нет указаний на нежелательность потребления мяса.

КИЕВСКАЯ РУСЬ
В Киевской Руси большое место в повседневном питании занимал хлеб, особенно ржаной из кислого (дрожжевого) теста, разнообразные кашицы и каши, дополняемые рыбой, молоком (преимущественно коровьим, но также кобыльим и овечьим), овощами, грибами, лесными ягодами, медом, травами, реже - мясом. Из ржаной и овсяной муки делали кисели. Овсяной кисель упомянут в летописи начала XII в. "Повесть временных лет". В отличие от современных жидких киселей из плодов мучные кисели были густыми. Поэтому в народных сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. В Древней Руси кашей называли не только крупяное блюдо, а вообще все, что варилось из измельченных продуктов, иногда в сочетании с крупой или мукой, например, рыбные каши.

Указанные религиозные запреты, пришедшие с греческими священниками из Византии, во многом соответствуют пищевым предписаниям Ветхого Завета. С одной стороны, некоторые указанные запреты часто не выполнялись и в древние времена. Так, описание пира в одном из сборников конца XII - начала XIII в. свидетельствует об обилии мясных блюд, в том числе из тетерева, журавля, рябчика, гусей, кур, голубей, зайцев, оленей, вепрей и т. д. С другой стороны, запреты на употребление в пищу мяса некоторых животных и птиц с веками потеряли свою категоричность и в современном православии нет абсолютно запрещенных пищевых продуктов.
В прошлом в России в связи с отсутствием холодильников мясо, чаще всего говядину, заготовляли впрок: коптили, вялили, но чаще всего солили. Летом солонина была основной мясной пищей, хотя по своей пищевой ценности она резко уступает замороженному мясу. В процессе засолки мяса значительная часть содержащихся в нем пищевых веществ (витамины, минеральные и экстрактивные вещества, аминокислоты) растворяются в рассоле. Кроме того, соль делает грубыми мышечные волокна мяса, что затрудняет его переваривание в пищеварительном тракте. Часто приходится слышать сетования на то, что современная технология консервирования пищевых продуктов портит их, а в прошлом люди употребляли только натуральные продукты. Пример с солониной опровергает это распространенное мнение.

ПИТАНИЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ
Сведения о средневековой пище сообщают в основном меню роскошных обедов XIV-XV веков и описания изысканных кулинарных рецептов из многочисленных трактатов для мещан. О том, что ели до середины XII века, никаких сведений нет. И еще меньше известны связанные с едой привычки и обычаи того времени, особенно те, что существовали в крестьянской среде. Поскольку специальные источники отсутствуют, данные об этой стороне жизни можно получить лишь косвенным путем, изучая сельскохозяйственные работы и торговлю. Там мы найдем намного больше информации, нежели в технических, повествовательных или литературных источниках. Так, куртуазные романы, как правило, многословно описывают ритуалы и обычаи трапезы, но оказываются довольно сдержанными, когда речь заходит о содержании меню и способах приготовления пищи. Эта странная сдержанность довольно часто мешает авторам сообщить нам, чем же конкретно насыщались герои; мы знаем только, что "они ели много богатой и прекрасной пищи

В ПОИСКАХ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ МЕЖДУ ВЕГЕТАРИАНТСТВОМ И МЯСОЕДЕНИЕМ
Вопреки тому, что такое модное ныне течение, как вегетарианство, возникло относительно недавно, приверженцы его уверяют: первые люди на Земле питались исключительно плодами, и именно это позволило им жить в подлинной гармонии с природой. Ведь как говорится в Библии:»..И сказал Бог, вот я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, вам будет сие в пищу". (Библия 1, 30). А вот указания на употребление мяса и алкоголя были внесены в Евангелие якобы только на Вселенском Никейском Соборе в IV веке по настоянию римского императора Константина, большого любителя хорошо поесть...
Судя по серьезности аргументации обеих противоборствующих сторон, примирить спорщиков вряд ли удастся. Зато можно попробовать несколько дополнить их позиции мнением тех, кто стоит "посредине". В данном случае в виду имеются те специалисты, которые, всецело оценивая достоинства живой природной пищи, вполне допускают, пусть и по определенным причинам, употребление мясных продуктов.
Оптимальное питание предусматривает такое сочетание продуктов, при котором содержащиеся в них вещества не спорят между собой, а, наоборот, помогают лучшему усвоению в пищеварительном тракте. Способствует этому процессу и употребление живых ферментов, содержащихся в кисломолочных продуктах, квасах, травяных чаях. Большое значение также имеют пророщенные зерна злаков и бобовых, рыба и морепродукты.

Люди, отдающие предпочтение исключительно растительным продуктам, могут болеть, если не научатся правильно балансировать свой рацион, поскольку нужно учитывать тот факт, что одни витамины, микроэлементы и прочие активные вещества в процессе усвоения в организме всегда спорят с другими или требуют особых условий для переваривания.
Так, белки растений, которые являются источником протеинов для вегетарианцев, бывают обычно заключены в твердую оболочку (шелуха злаков или кожура у бобовых), которая трудно переваривается, и потому усвояемость этих белков намного ниже, чем мясных и молочных.
К тому же не во всех растениях представлены незаменимые аминокислоты. Вот почему важно как можно чаще варьировать сочетание разных растений, содержащих белки. К примеру, обед может быть таким: суп из бобов и крупяная каша, для тех, кто нормально переносит молоко, могут служить блюда с его добавлением (овсяная, пшенная, гречневая каши с молоком). Наиболее полному усвоению кальция из молочных продуктов помогает лимонная кислота, содержащаяся в лимонах, черной смородине, томатах. Вот почему полезны такие сочетания, как кисломолочные продукты и фрукты, сыр или брынза с помидорами.
Строгим вегетарианцам, во избежание железодефицитной анемии, следует заботиться о постоянном пополнении организма витамином С, содержащемся, как известно, в шиповнике, сладком перце, лимонах. Анемия среди вегетарианцев бывает еще и потому, что когда они употребляют молоко в качестве поставщика белка и кальция, то этот кальций начинает конкурировать с железом и мешает его всасыванию в кишечнике. В этом случае усвоению поможет употребление вместе с молоком 2 - 3 чайных ложек какао или 2 - 3 долек горького шоколада.

Не стоит забывать еще один важный источник микроэлементов - морепродукты. Это ламинария, спирулина, фукусы и другие водоросли и просто морская соль, не говоря уж о креветках, мидиях, кальмарах. Отдельно потребляемые семечки и орехи могут раздражать чувствительный кишечник, поэтому семена лучше проращивать. Проростки в большом количестве содержат ценный витамин Е (токоферол), способствующий нормальной работе нервной и сердечно-сосудистой систем и поддерживающий половую функцию.

Подводя некоторые итоги обсуждаемой нами темы, хочется сказать: самое, пожалуй, главное в науке оздоровления организма - научиться слышать его голос, который у каждого из нас совершенно уникален и не подвластен попыткам уложить его в прокрустово ложе систем, успешно апробированных другими. Ищите свой метод, как бы трудно, долго, а порой и скучно это ни было. Другого пути просто нет.

Литература:
Блок М. Апология истории. М., 1991.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм / В 3-х тт. М., 1989.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., "Наука", 1983
Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. М., 1988.
Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., Наука, 1990. С.233-241.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск, 1994.
Еда наш Друг, Еда наш Враг / Пер. с англ. / Ридерз Дайджест - 2000, 400 стр.
Из истории русской культуры. XVII - начало XVIII века. М., 2000.
История ментальностей, историческая антропология. М., 1996.

 

Вернуться в раздел Спорт и Здоровье

Вернуться на главную страницу

© 2018 coralclub-sv.kz. Сайт Независимого Дистрибьютора Кораллового Клуба в АСТАНЕ
На сайте использованы материалы с официального сайта Coral Club
Яндекс.Метрика